<

Научно-практический семинар «Технологии социокультурной реабилитации: Сказкотерапия».

СКАЗКОТЕРАПИЯ

 ПРОЕКТ «ЧУДО- ЧУДНОЕ»

Сказка — это свеча,

которая зажигает в душах огоньки и прогоняет Мрак.

Ирина Семина (Эльфика)

 

Программа «Сказкотерапия» направлена на развитие и популяризацию в Санкт-Петербурге и Ленинградской области сказки, как одного из вспомогательных методов лечения, облегчения страданий и реабилитации детей с различными соматическими и психическими заболеваниями, а также детей с ограниченными физическими возможностями.

 

Главная задача программы — В последнее время сказкотерапия, наряду с музыкотерапией и смехотерапией стали широко применяться в детских учреждениях, хосписах и больницах. Физиологи и психологи подтверждают благотворное воздействие этих методов на здоровье ребенка.

Когда человек сталкивается с большой бедой, ему важно понять, что он — НЕ ОДИНОК.

И, несмотря на то, что ему очень больно и чего-то не исправить он — живой и у него есть НАДЕЖДА НА ЛУЧШЕЕ!

Именно на это и направлена сказкотерапия . Она несет больным детям любовь надежду и радость.

Используя сказку в качестве психотерапевтического инструмента наша цель – воздействовать на организм и личность детей — пациентов лечебных заведений для создания эмоционального фона, способствующего исцелению, облегчению страданий, развитию в детях чувства прекрасного, желания читать и слушать музыку, созданию у них ощущения внутренней гармонии и спокойствия, дающего силы бороться с болезнью при прохождении длительного лечения.

Использование в данном проекте еще и музыкотерапии поможет создать особую творческую и гармоничную атмосферу, помогающую развитию душевных качеств и достижению эмоционального равновесия.

 

Основные направления программы «Сказкотерапия»:

  • Развитие и популяризация в Санкт-Петербурге и Ленинградской области сказки, как одного из вспомогательных методов лечения, облегчения страданий и реабилитации детей с различными соматическими и психическими заболеваниями, а также детей социальных учреждений.
  • Создание совета попечителей программы и организация его работы.
  • Привлечение в проект сказкотерапевтов и психологов, работающих с больными детьми и детьми социальных учреждений и школьниками для создания литературного материала программы.
  • Развитие сотрудничества с представителями направлений музыкотерапии и смехотерапии.
  • Издание методических специальных художественных материалов проекта на различных носителях.
  • Организация работы участников проекта в больницах, социальных учреждениях и на дому
  • Создание системы финансирования проекта.
  • Проведение тематических конференций, семинаров, мастер-классов.

 

Целевая аудитория проекта: пациенты больниц, учащиеся коррекционных школ и классов, дети, страдающие хроническими заболеваниями. Конечно же, данная программа подходит в том числе и для здоровых детей в качестве воспитательной.

 

Кратко о сказке и не только.

Сказкотерапия — один из активно развивающихся методов арттерапии или терапии искусством (термин, введенный А. Хиллом при описании своей работы с больными туберкулезом в санаториях).

Сказкотерапия — это психотерапевтическое воздействие, применяемое с целью коррекции детских поведенческих реакций и избавляющее от страхов и фобий. Сказка обычно выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую и прогностическую.

Терапевтическая сказка — сказка, благодаря которой, собственно,и происходят позитивные изменения в состоянии ребенка. Положительный настрой, появляющийся у больного во время сказкотерапии, благотворно влияет на ход лечения и помогает ему в преодолении болезни.

«Как психотерапевтический инструмент сказка эффективна и в то же время экологична. Мягко воздействуя на психику на уровне архетипов, сказка помогает через метафору и иносказание выявить и проработать проблемные темы. Не нарушая личной целостности человека, сказка избирательно и тонко воздействует на те струнки души, которые входят с ней в резонанс.» Ирина Семина.

Сказка — зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней возможно все, что не бывает в жизни. И, заметьте, всегда счастливый конец!

Слушатель всегда сопричастен с происходящим, он может вообразить себя любым из персонажей, пережить все перипетии сюжета, отзываясь на них душой. Это — истинный шанс понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении. Причем, происходит все легко и просто, можно сказать — играючи.

Сказкотерапия — самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии и один из самых молодых в современной научной практике.

Одним из первых сказкотерапевтов можно считать Шахерезаду, которая своими сказками избавляла мужа от нервоза.

Сказку, как отражение глубинной психики человека исследовали такие психологи как Фромм, Берн, Юнг и др. Свое окончательное оформление в виде психолого-педагогической технологии «Комплексная сказкотерапия» получила в работе Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой — доктора психологических наук, ректора института сказкотерапии.

Музыкальная терапия — исцеление с помощью музыки (другой, не менее активно развивающийся метод уже упоминаемой выше арттерапии)

Музыкальная терапия применяется для психологической помощи, социальной адаптации, физической и неврологической реабилитации, а также для повышения качества жизни здоровых людей.

Музыка активирует почти все участки коры головного мозга, в том числе и те, которые участвуют в высших процессах сознания.

Таким образом авторы проекта надеются, что с помощью музыки, сказку удастся донести в самую глубину души юных пациентов, для облегчения их страданий.

На студии звукозаписи ОБД «Золотой Пеликан» в Александро-Невской Лавре уже записан первый аудио-диск по книге Ирины Семиной «Корзинка, полная любви». В записи приняли участие актеры театра «Мастерская» под руководством Г.Козлова. Этот диск будет транслироваться в больницах и социальных учреждениях с целью облегчить страдания и реабилитацию детей с различными соматическими и психическими заболеваниями, а также детей с ограниченными физическими возможностями.

 

Сказкотерапия для россиян – явление новое. Бурно развиваться этот метод психотерапии начал в Петербурге, а теперь «сказочники» в белых халатах есть по всей стране.

Международный Институт Комплексной Сказкотерапии является правопреемником Санкт-Петербургского Института Сказкотерапии и хранителем авторского метода Комплексной Сказкотерапии Татьяны Зинкевич-Евстигнеевой. Основная работа института заключается в развитии методологии Комплексной Сказкотерапии и разработке целевых продуктов для разнообразной аудитории.

 

ФОТО1 Круг пользователей методом обширен: психологи, психотерапевты, театральные режиссеры, актеры, литераторы, художники, педагоги, воспитатели, врачи, создатели кино и теле сценариев. Представители этих профессий используют методологию Комплексной Сказкотерапии в своей основной деятельности.

Метод Комплексной Сказкотерапии позволяет оказывать оперативную, долгосрочную и глубинную психологическую помощь без возрастных ограничений.

 

 

 

Содержание Метода

Определения Комплексной Сказкотерапии©

  • Комплексная Сказкотерапия© – это язык, на котором можно говорить с внутренним миром человека, его бессознательным, его душой. Тонкие аспекты нашей личности «разговаривают» с нашим сознанием на языке метафоры, образов.
  • Комплексная Сказкотерапия© – это воспитательная система, формирующая и поддерживающая созидательную систему ценностей человека. Основное воздействие в этом методе происходит именно на ценностном уровне. Все сказки, прежде всего, несут информацию о жизненных ценностях. Благодаря этому и укрепляется «ось человека», его жизненный стержень.
  • Комплексная Сказкотерапия© – это система развития эмоционального интеллекта. Благодаря методикам, разработанным в Комплексной Сказкотерапии©, развивается самосознание, саморегуляция, социальная чуткость и способность управлять отношениями
  • Комплексная Сказкотерапия© – это система представлений об уникальном узоре судьбы человека, складывающемся из индивидуального переплетения универсальных архетипов, архетипов мужских и женских, архетипических сюжетов, сюжетов отношений и «родового наследства». Сказкотерапевт-консультант работает с узором судьбы человека.
  1. Сказкотерапия – что это такое?

Определений у Комплексной Сказкотерапии© немало. Это и система развития эмоционального интеллекта, и способ перевода с языка подсознания на язык сознания, и метод расшифровки древних (архетипических) сюжетов, действующих в жизни современного человека… Человеку, пришедшему первый раз на консультацию я бы сказала так: «Сказкотерапия – это процесс пробуждения сердца. Помните, как Лис открыл Маленькому Принцу самый главный секрет жизни и счастья? «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Человеку с пробужденным сердцем жить гораздо веселее и понятнее. Да, иногда ему бывает грустно, оттого, что он замечает вокруг; но эта грусть помогает ему развивать собственный творческий потенциал и укрепляться на жизненном пути. Благодаря добрый сказке может состояться самая главная встреча в Вашей жизни – Встреча с самим собой».

Можно сказать, что сказкотерапия – это одновременно эко, био и нано технология. Эко – потому что экологически чистая. Сказкотерапия не приносит вреда ни психике, ни душе, ни уму, ни сердцу. На этот метод, как правило, не бывает аллергии. Каждому человеку сказкотерапевт подбирает свою особенную метафору, свою особенную сказку. Био – потому что сказкотерапия природосообразна. В ней нет ничего искусственного, одни природные компоненты. Добрые слова, красивые метафоры, чистые жизненные смыслы. Во все времена сердца, души и умы потребляли сказки. Потому что сказки, легенды, притчи, мифы – качественная пища для разума, сердца и души. Причем, пища разнообразная – и сладкая и соленая, и с горчинкой, и с кислинкой. Миллион оттенков вкуса, эмоций, смыслов можно разглядеть, расшифровать в сказках и напитаться ими. И эта пища будет без примесей и стабилизаторов вкуса.

Нано – потому что сказкотерапия глубоко проникает в сердце, сознание, подсознание и даже душу. Мельчайшие частицы сакральной информации проникают в микроскопические отверстия нашего разума и чувств. Там они производят очистительные работы. Вычищают заблуждения и застарелые обиды. А потом наполняют внутреннее существо светом чистой сакральной информации, производят добрые перемены в мировосприятии, отношении к самому себе и близким людям. Благодаря всем этим эко, био и нано процедурам, и происходит Встреча взрослого человека с самим собой. Потому то сказкотерапия – это метод для взрослых.

Хотя сказки чаще рассказывают детям…

Так принято думать. Но это – очередное заблуждение! Разве взрослым не рассказывают сказки?! Только всегда ли они КАЧЕНСТВЕННЫЕ и ДОБРЫЕ? Почему многие сказки для взрослых страшные, кровавые, лишающие надежды, запугивающие и развращающие? Эти сказки уже не называют «сказками», им дают другие названия: «новости», «сериалы», «художественные фильмы», «модные романы»… Но их СКАЗЫВАЮТ, и СКАЗАННОЕ действует на мысли, чувства, сознание и подсознание. От последствий воздействия таких «взрослых сказок» и лечит сказкотерапия.

Мы используем только качественные и добрые сказки, – и в этом тайна «терапевтического эффекта».

Конечно, сказкотерапия это метод и для детей. Метод воспитания, развития критического мышления и эмоционального интеллекта. Метод, позволяющий не наказывать ребенка, но воспитывать его словом. Метод, исключающий жестокость воздействия и развивающий способность думать.

Потому то его так охотно осваивают родители. Изучая этот метод, они воспитывают и исцеляют себя сами. Дети это чувствуют и меняются вместе со своими родителями. В семьи приходит Мир и Порядок.

Комплексная Сказкотерапия© – это метод подбора точных слов и точных сказок для каждого человека, и ребенка, и подростка, и взрослого.

Откуда берется точность? У нас есть своя «вычислительная машина». Она работает на собственной концепции архетипов и архетипических сюжетов. Архетип – это древняя матрица, первичный закон, базовый смысл. Благодаря этой системе можно распознать глубинный механизм трудной жизненной ситуации и показать его человеку под увеличительным стеклом доброй сказки. В этой же истории шифруется и способ разрешения трудности. Благодаря знанию архетипов, сказкотерапевту нетрудно подобрать точную историю для клиента. Создать каркас сказки, которую человек может написать и сам.

Словом, Комплексная Сказкотерапия© – это «точная наука». Каждая сказка, каждая метафора «математически выверена» и действует точно на разрушение проблемного механизма, заблуждения или подавленного чувства.

Кроме этого, Комплексная Сказкотерапия© – это еще и язык. Особый язык на котором происходит разговор о тонких и важных вещах. Это язык деликатный, но весьма доходчивый и эффективный. Если взяться за труд изучить его, и начать на нем разговаривать, то и близкие люди постепенно начнут говорить на этом языке. А этот язык ВСЕГДА несет взаимопонимание.

Приведу пример того, как мама начинает говорить с ребенком на сказочном языке. Допустим, хочет она сказать строго и раздраженно: «А ну, не хватай еду грязными руками!

Сколько раз я тебе говорила, что надо мыть руки! Что, заболеть хочешь?!». Это звучит совсем не сказочно.

Вместо этого она вдруг изрекает: «Солнышко мое, вот ты сейчас тянешься немытой ручкой за едой, а ведь еще и не знаешь историю о том, как Руки с Чистотой подружились! Постой, пойдем помоем руки и я расскажу тебе эту сказку!»

И дальше мама рассказывает историю о том, как жили две маленькие ручки, которые никогда не знали ни мыла, ни воды. Они хватали все на свете, все, до чего могли дотянуться. И вот однажды… захватила их в плен Грязь-грязища. Нелегко было ручкам в плену, всю свою силу они разом растеряли, и только и мечтали о том, чтобы вернулись старые времена, когда были они свободны и веселы. Но кто им поможет вырваться из плена?.. Когда в плен к Грязище попадаешь, есть только одна защитница-избавительница. И зовут ее Чистота. Живет Чистота на вершине горы в чистом-пречистом домике. У нее есть верные слуги доброго нрава – Душистое мыло и Чистая вода. Кто об их существовании знает, всегда их на помощь зовет. Они очень-очень отзывчивые. Стоит только крикнут: «Защитница наша Чистота, Душистое мыло, Чистая вода – приходите, помогите, из плена грязи освободите!», – как они тут как тут. Божья коровка проникла в темницу к нашим ручкам, и рассказала им, как освобождение получить. Как ты думаешь, чем закончилась эта история? Да, ручки наши освободились из плена. Потому что Душистое мыло и Чистая вода Грязищу победили. И с тех самых пор, ручки никогда больше не желали в плен к Грязище попадать. Всегда вовремя Чистоту на помощь звали. Как и мы с тобой сейчас. Привычка призывать Чистоту, мыть руки, особенно перед едой – это добрая привычка. Она человека бережет и других радует.

Конечно, сказочный язык более многословен. Но результат стоит этих слов. Добрые привычки скорее формируются от добрых вразумляющих слов, нежели чем от резких и пугающих.

  1. Что конкретно делает сказкотерапевт, чтобы достичь результата?

Нередко человек приносит сказкотерапевту совсем не ту проблему, которая его, на самом деле беспокоит. Поэтому, первым делом, мы внесем в ситуацию ясность и определим в какой точке своего жизненного пути находится человек, какие задачи решает, какими инструментами пользуется. И главное – постараемся установить – какой он жизненный урок проходит. Далее сказкотерапевт расскажет человеку о смысле жизненного урока, приведет примеры из сказок и жизни, чтобы было понятно, как этот урок «работает». Затем сказкотерапевт расскажет историю, в которой содержится «шифр» жизненной ситуации человека, предупреждения об ошибочных действиях и рекомендации по разрешению возникших трудностей. Благодаря рассказанной сказке, человек посмотрит на свою жизненную ситуацию со стороны и получит конкретные рекомендации для изменений к лучшему. В результате у него будет ощущение, что в его голове стало больше ясности и понимания, что делать. Такой эффект достигается даже после одной консультации. Сила метафоры, доброй сказки велика. Если человек будет работать со сказкотерапевтом длительное время, он сам станет сочинять сказки, которые достойным образом постепенно изменят его жизнь.

  1. Как работает метод: случай-иллюстрация.

Когда приходят родители и рассказывают о том, как им трудно справиться с характером ребенка, результат понятен. Они получают индивидуальный маршрут развития своего наследника. Гораздо интересней увидеть, как меняется представление человека о себе самом или конфликтной ситуации. Как то раз на прием пришла женщина (назовем ее Катя) и рассказала, что длительное время она пребывает в угнетенном состоянии духа. Выяснилось, что более всего тяготит ее чувство вины. Сестра и мать постоянно обижаются на нее по самым пустым поводам. Сама женщина убеждена, что должна исполнять любые капризы своих родственниц на том простом основании, что ее жизнь сложилась лучше, чем у них. Сестра часто ей говорит: «Конечно, тебе-то хорошо, ты удачно вышла замуж, у тебя все есть, все счастье из нашей семьи тебе досталось, а мне – ничего». Мать также постоянно говорит нашей героине, что она своим семейным и социальным счастьем обязана несчастьям сестры. Со стороны ситуация кажется смешной, но нашу героиню она мучает уже не первый год. Из-за ее терзаний страдают муж и дети. Я рассказала Кате о древнем (архетипическом) сюжете, который мы называем «Женское коварство». Чтобы понять его достаточно вспомнить «Сказку о царе Салтане», где героиня сталкивается с завистью родственниц. Я предупредила Катю о всех ловушках этого древнего сюжета и уроках, которые проходит героиня. А потом рассказала ей сказку о том, как появилась Вина. Я придумала ее прямо на консультации специально для Кати. Потом она помогла многим моим клиентам. Так часто бывает – что-то придумываешь для одного человека, а потом это помогает многим. Позвольте расскажу ее и вам.

«Давным-давно, в одном королевстве оказался на престоле малолетний король-сирота. Править ему помогал верный советник по имени Совесть. Государство процветало, несмотря на юный возраст правителя. Все шло своим чередом, юный король рос, у него появлялись другие советники. Он чтил и любил своего Первого Советника, но тому почему-то стало казаться, что он больше не нужен. И вот однажды, советник забыл о своем долге и покинул дворец, чтобы пойти куда глаза глядят. Сколько времени он шел, то нам неведомо. Ноги привели его в одну придорожную таверну. Он попросил себе еды и первый раз в жизни заказал к обеду вино. Эффект, который оно на него произвело, понравился советнику. Он спрашивал хозяина еще и еще вина. Это продолжалось много времени. Так много, что советник позабыл самого себя: кто он, откуда, чем занимается и как его имя. Поскольку он постоянно требовал вина, его так и стали звать – Вина. Ведь никто не знал в этой таверне, что у короля пропал Первый Советник по имени Совесть…

Надо сказать, король быстро хватился своего советника и разыскивал его по всей стране. Так был обнаружен заросший и опустившийся государственный деятель в придорожной таверне. Даже когда его уводили во дворец, он шел и кричал: «Вина мне, вина!». Увидев своего советника в таком состоянии, мог ли король довериться ему в делах государственной важности?!

Король был мудр. Он велел отмыть и привести в порядок своего придворного, чтобы он вспомнил, что имя ему не Вина, а Совесть. Этот урок оба запомнили навсегда. Король понял, что все важные решения можно принимать только соотнеся их с внутренним голосом Совести. Вина же способна сбить с пути даже самую светлую голову в государстве. А мастерство жизни и управления государством заключается в том, чтобы четко различать голоса Совести и вины». Что касается Кати, она поняла, что ее путь сейчас: противостоять зависти и не поддаваться чувству вины. Ведь на ней лежит важная жизненная задача – приобрести опыт женского счастья и оставить его в наследство своим дочерям.

Принципы Комплексной Сказкотерапии©

  • Принцип Жизненной Силы. Сказкотерапевт совместно с человеком работают над накоплением, восстановлением, познанием Жизненной Силы.
  • Принцип Моста. Сказкотерапевт помогает клиенту образовать символический мост между реальностями, мирами Яви и Нави, внешним и внутренним, социальным и тонким, материальным и духовным.
  • Принцип самодисциплины. Самодисциплина воображения, мыслей, чувств, поступков.
  • Принцип кристалла. Каждая жизненная или сказочная ситуация – это кристалл со множеством граней. Проблемное видение, «суженное сознание» возникает тогда, когда человек видит не более 2-3 аспектов ситуации. Сказкотерапевт меняет отношение клиента к ситуации, за счет рассмотрения наибольшего числа ее граней. Количество рассматриваемых аспектов ситуации зависит от уровня сознания, общекультурного уровня клиента.

Формы Комплексной Сказкотерапии©

  • Диагностическая. 2 вида диагностики: проективная и архетипическая. Цель проективной диагностики – установление индивидуальных особенностей человека. Проективная диагностика проводится с использованием авторской и любимой сказки, рисунков, песочных картин, кукол и пр. Цель архетипической диагностики – установить текущую уникальную комбинацию архетипов в узоре судьбы человека; установить архетипические ловушки, актуализированные в его текущем узоре судьбы; установить, какие архетипические элементы являются ресурсом для самоактуализации.
  • Воздействующая. Сказкотерапевтическое воздействие происходит на сознательном и бессознательно-символическом уровне благодаря использованию 5 видов сказок: художественных (авторских и народных), дидактических, психокоррекционных, терапевтических и медитативных.
  • Психопрофилактическо-развивающая. Рассказывать, сочинять, слушать сказки, разыгрывать их невероятно полезно. Поэтому клиентом сказкотерапевта может быть любой человек, желающий тоньше узнать свои особенности и развиваться. Возраст не ограничен. Сказкотерапия полезна начиная с внутриутробного периода, и до глубокой зрелости.

Определения Комплексной Сказкотерапии©

  • Комплексная Сказкотерапия© – это язык, на котором можно говорить с внутренним миром человека, его бессознательным, его душой. Тонкие аспекты нашей личности «разговаривают» с нашим сознанием на языке метафоры, образов.
  • Комплексная Сказкотерапия© – это воспитательная система, формирующая и поддерживающая созидательную систему ценностей человека. Основное воздействие в этом методе происходит именно на ценностном уровне. Все сказки, прежде всего, несут информацию о жизненных ценностях. Благодаря этому и укрепляется «ось человека», его жизненный стержень.
  • Комплексная Сказкотерапия© – это система развития эмоционального интеллекта. Благодаря методикам, разработанным в Комплексной Сказкотерапии©, развивается самосознание, саморегуляция, социальная чуткость и способность .
  • Комплексная Сказкотерапия© – это система представлений об уникальном узоре судьбы человека, складывающемся из индивидуального переплетения универсальных архетипов, архетипов мужских и женских, архетипических сюжетов, сюжетов отношений и «родового наследства». Сказкотерапевт-консультант работает с узором судьбы человека.

 

 

 

 

ФОТО2 «Вот, что рассказала корреспонденту «Комсомольской правды» доцент кафедры медико-социальной и психологической помощи «Санкт-Петербургского института усовершенствования врачей-экспертов» Травникова Ника Германовна.

«Метод сказкотерапии завораживает. Можно использовать его отдельно или в комплексе, брать народные сказки или авторские, написать сказку для конкретного человека или его самого сделать сказочником. Работа эта очень деликатная, мягкая. Но через метафору мы можем подойти к самым болезненным аспектам жизни человека.

Условно здоровому человеку волшебные истории помогут взглянуть на проблему с другой стороны, найти выход. А людям, страдающим соматическими и психическими заболеваниями, инвалидам сказка облегчит страдания. Врачи уже подметили, что курс чудесных историй заметно усиливает эффект от традиционного лечения».

– Мы использовали сказки и для диагностики, – рассказала Ника Травникова. – Работали с детьми, оказавшимися в интернате. Зачастую они страдают из-за разлуки с теми, кто их бил, унижал. Замалчивать вопрос нельзя: это не даст ребенку нормально развиваться. А сами они говорить не хотят, плачут. Поэтому мы прочитали им коротенькую сказку о семье медведей.

Сказка о медведях предельно нейтральная и лаконичная, что дало простор фантазии. А после ребят попросили нарисовать эту семейку. Картинки получились разные, но каждая из них рассказывала о семье маленького художника. Кто-то изображал папу-медведя, который принес в берлогу курицу и ни с кем не поделился. Кто-то – грустную медведицу, глядящую в окошко на уходящего в лес супруга. А кто-то – черную страшную берлогу, в которой явно творится что-то ужасное.

Главное в терапевтической сказке – ясная мораль и счастливый конец. Но простым прочтением не ограничиваются, ведь сеанс нужно закрепить. Для этого применяют другие психотерапевтические приемы: играют, лепят из пластилина, рисуют карту внутреннего мира, строят свою реальность из песка.

«В мире нет ничего, прекраснее сказок! Если читать их «не головой», а сердцем,- получишь ответы на все вопросы: про любовь и разочарование, предательство и восстановление справедливости, отношение к жизни и понимания себя в этом мире».

Так считает Лариса Борисова – психолог, руководитель Регионального Центра Сказкотерапии «Жемчужина», эксперт в области Комплексной Сказкотерапии, обладатель ордена «Отклик чистого сердца».Нарьян-марский центр «Жемчужина»- самый северный из всех региональных центров МИКС (Международного Института Комплексной Сказкотерапии). Лариса Борисова совместно со звукорежиссером Алексеем Дементьевым и питерской художницей по песку Евой Айвазовой создают новые проекты.

«Такие сказки можно не только слышать, но и видеть, и даже чувствовать! Каждый проект опробован на разных аудиториях. Поверьте: психологическая сказка, выполненная в технике «песочная анимация», – попадание в «десятку»!

Foto3 Для детей было создано семь песочных мультиков, в которых отражены основные детские проблемы: сложные отношения со взрослыми, лень, зависть, страх, низкая самооценка. В программе собраны самые популярные «детские проблемы»: красная сказка – о непослушании, оранжевая – о зависти, желтая – о доброте, и далее по цветам радуги – о лени, дружбе и лести, самооценке, страхе темноты.

Родителям предлагают устраивать «радужные недели», по сказке на день. А после выполнять вместе с ребенком задания. К зеленой сказке, например, прилагается такое: попросить чадо припомнить, сколько раз за день он поленился, и столько же раз опутать его зеленой пряжей или зеленой туалетной бумагой. А потом предложить ему пройтись, заняться привычными делами. Когда ребенок освободится от пут, он поймет, что лениться – сковывать себя.

К проекту «Любви разноцветные нити, или Бабушкины сказки» была привлечена группа приемных родителей. Вот, что они пишут:

Foto 4 «Чужих детей не бывает». Мы, приемные родители, очень часто не знаем, куда обратиться, чтобы получить профессиональную помощь в решении проблем, связанных с воспитанием детей, взятых под опеку. Ребенок-сирота воспринимает мир порой не так, как наши домашние дети. Как сделать так, чтобы душа этого ребенка оттаяла от обид, как бороться с его агрессией к окружающим, как сделать его счастливым и успешным? В решении этой непростой задачи все средства хороши, особенно такие «сказочные» как уроки Ларисы Борисовой».

– Если неподготовленные родители решают вдруг сочинять сказки для своего ребенка, можно запустить такие процессы, которые приостановить сможет только специалист, – предупреждает преподаватель Международного института комплексной сказкотерапии, эксперт в области сказкотерапии Лариса Борисова. – Но в умелых руках сказкотерапия не навредит никому.

– Родители обычно думают, что проблема в ребенке, а на самом деле работать нам больше приходится именно с ними, – объяснила Лариса Борисова. – Ведь у счастливых, добрых и любящих родителей и дети счастливые. А потом, поработав с папами и мамами, мы доверяем им самим работать с ребенком. Психологами родители могут быть сами, если захотят.

Недавно Лариса Борисова запустила новый проект «Крыло Ангела» он посвящается родителям, воспитывающим «особых» детей. Синдром Дауна, аутизм, детский церебральный паралич – эти и другие слова малопонятны тем, кого, они, к счастью, не коснулись. Дети с такими особенностями живут среди нас, может быть, даже по соседству.

В рамках проекта происходят встречи с родителями особых детей, обсуждаются их актуальные проблемы и наболевшие вопросы.

Проект «Крыло ангела»- повод поговорить о доброте и чуткости, милосердии и любви. О том, как научить сердце радоваться каждому лучу солнца и каждой детской улыбке. Особые дети – это дар: они чисты душой, добры и ранимы, за заботу они отплатят искренней любовью, не знающей границ.

Подходят эти сказки и для школьников: после просмотра ребята перестают издеваться над особенными одноклассниками, становятся к ним добрее. Так, сказкотерапия лечит еще и само общество.

– Пандусы мы построили, – отметила Лариса Борисова. – А души принять отличающихся от нас людей не готовы.

 

 

Сказкотерапия как один из инструментов реабилитации пациентов с психическими расстройствами»

Марина Владимова

 

 

Foto5 СПбГБУ «Психоневрологический диспансер №10», Санкт-Петербург

 

 

Среди проблем, с которыми часто сталкиваются врачи-психиатры и психотерапевты, занимаясь реабилитацией пациентов с психическими расстройствами, одной из основных является отсутствие должного доверия в диаде врач-пациент. Причин может быть много:

  1. Психологические травмы, полученные пациентами в детстве или во взрослом состоянии;
  2. Проявления болезни, которые пугают родных и знакомых пациентов и приводят к напряженным отношениям между ними, порой даже к полному отвержению заболевших;
  3. Диагнозы заболеваний, которые быстро, подобно ярлыкам, «приклеиваются» к пациентам, способствуя тем самым постоянной их стигматизации, ощущению собственной неполноценности, ненужности и пр.

В связи с этим мне представлялось необходимым для работы в медико-реабилитационном отделении психоневрологического диспансера, заручиться доверием пациентов, дабы эффективнее решать их психологические проблемы.

Только при наличии доверия между нами можно было результативнее научить пациентов легче адаптироваться в социуме, находить выход из мелких и крупных неприятностей, сопровождающих их по жизни, вырабатывать более адекватные паттерны отреагирования на стрессы и пр. Только при наличии доверия между нами можно было помочь им в нормализации отношений с родными и близкими, а также с другими пациентами и медицинским персоналом. Только при наличии доверия пациенты могли научиться принимать свою болезнь, не как кару Господню или несправедливое наказание, а как урок или испытание, которое им по силам было пройти.

После восьми лет работы в отделении диспансера мне удалось достигнуть желаемого доверия, полностью отказавшись от восприятия обратившихся ко мне за помощью пациентов как к тяжело больным. Я предпочитала видеть в них прежде всего людей с проблемами психологического характера, которые могут встречаться и среди здоровых лиц, без всяких психических расстройств. Такой подход избавлял меня от классификации пациентов по заболеваниям, как в песне Высоцкого: «Шизофреники вяжут веники, параноики рисуют нолики, ну, а те, что просто нервные – те спокойным сном спят, наверное».

Как мне удалось этого достичь?

В течение пяти лет в отделении я проводила групповой тренинг «Исцеляющая сила искусства», взяв за основу терапию творческим самовыражением – терапевтический метод лечения людей с тягостным переживанием своей неполноценности, с тревожными и депрессивными расстройствами, разработанный известным русским психиатром и психотерапевтом М. Е. Бурно.

На наших занятиях мои пациенты узнавали истории жизни творческих людей имеющих психологические проблемы или страдающих той или иной психической патологией, но сумевших найти себя, свое место в жизни, с помощью исцеляющей силы искусства. Тем самым они осознавали, что выход из болезни есть всегда, если человек хочет вырваться из рамок болезни, стремиться к самореализации, самоактуализации.

Занятия терапией творческим самовыражением проходили у нас в непринужденной обстановке, за чашкой чая, под располагающую к релаксации классическую музыку. Постепенно пациенты сблизились между собой, многие стали друзьями, способными морально поддерживать друг друга. Наши занятия повышали у них инициативность, ответственность, многие стали активно принимать участие в ведении тренинга, оказывали мне посильную помощь в подготовке занятий.

Но мне хотелось найти еще какой-нибудь метод психологического воздействия, который бы помог им осознать причины возникающих у них проблем межличностного характера, в родительско-детских взаимоотношениях, в браке, на работе и пр.

Познакомившись с замечательным авторским методом комплексной сказкотерапии, созданным доктором психологических наук, психотерапевтом, Директором Международного института Комплексной сказкотерапии Татьяной Дмитриевной Зинкевич-Евстигнеевой, я решила дополнить наши занятия элементами этого метода.

Прежде чем поделиться результатами моей работы, позвольте сказать несколько слов об этом удивительном по своей эффективности, экологичности и безопасности подхода методе психологического воздействия. Этот метод подходит каждому человеку.

Сказкотерапия оказывает деликатную и действенную помощь ребёнку, подростку и взрослому образным языком сказки, мифа, легенды, притчи, являясь одним из методов развития самосознания и эмоционального интеллекта. Каким образом?

С помощью подбора точных слов и сказок для каждого человека. С помощью этого метода укрепляется жизненный стержень человека. Благодаря методикам, разработанным в Комплексной Сказкотерапии развивается самосознание, саморегуляция, самодисциплина мыслей, чувств, воображения и поведения, развивается способность управлять отношениями.

Основная область работы сказкотерапевта – система духовных ценностей человека.

Комплексная Сказкотерапия дает представления об архетипических сюжетах, мужских, женских, сюжетах отношений, которые, переплетаясь, образуют индивидуальный «узор судьбы» современного человека. Кроме того Комплексная Сказкотерапия – универсальный метод для помощи родителям в разрешении всех внутрисемейных уроков.

На своих групповых занятиях я использовали притчи, мифы, и, конечно же, сказки самой Татьяны Дмитриевны, а также ее коллег и учениц: Ирины Сёминой (Эльфики), Оксаны Николаевой, Валерии Дмитриевой, Оксаны Ахметовой, Влады Махуковой, Фариды Кривушенковой, Нины Китиной и многих других. Они создавали определенный настрой к нашим занятиям, яснее освещали тему для доверительного разговора, легче находились точки соприкосновения, улучшалось доверие и взаимное принятие друг друга.

Сказки помогали им тоньше узнавать свои особенности и развиваться. Иногда занятия начинались со сказки, порой занятие сказкой заканчивалось.

При этом пациенты без стеснения обсуждали такие волнующие их темы экзистенциального характера, например: принятие ухода близких и любимых людей из жизни; способы совладания с отчаянием; смысл жизни вообще и смысл жизни с болезнью; победа Добра над Злом. Мы говорили о вселенском одиночестве, о беспомощности, о неразделенной или взаимной любви, о необходимости быть нужным и принятым в жизни; о важности дружбы и поддержки, о справедливости и несправедливости, о благодарности, о том, как нуждается в питательной почве талант и пр.

В индивидуальном консультировании я использовала такие методики комплексной сказкотерапии, как работа с метафорическими картами «Мастер сказок», «Сокровища жизненных сил»; рисование карты «Внутренней страны» и карты «Государства»; изучение любимых с детства сказок и создание авторских сказок самими пациентами; рисование серии «Человек в обычной жизни», «Человек под дождем», «Человек в сказочной стране»; серии «Метафорические животные», «Метафорический портрет семьи» и другие.

С какими проблемами чаще всего обращались пациенты отделения и приходящие на консультации клиенты?

Это были проблемы, связанные с принятием собственной болезни, своего уникального «узора судьбы». Мы изучали сказки Ирины Сёминой «Последняя надежда», «Исцеление Любовью», «Чудовище», «Про тех, кого мы любим», писали собственные сказки о вере в победу над Злом. Многие пациенты после этого решились выйти на работу, пусть даже не по специальности, преодолев собственные рентные установки на болезнь; некоторые пошли учиться в профессиональный реабилитационный лицей; многие охотно раскрывали свои творческие способности в нашей театральной студии, выступая в дальнейшем на различных площадках города, давая интервью средствам массовой информации.

Для пациентов с посттравматическим стрессовым расстройством, после потери кого-то из близких, т.е. проходящих кризис перемены жизни, очень важными оказались сказки Ирины Сёминой «Зал ожидания» и «Командировка». После этих сказок им становилось легче, происходило живое отреагирование, с последующим выходом из состояния ступора на позитив, на желание жить. Одна пациентка с ПТСР вышла на работу, кроме того активно стала помогать дочери воспитывать сына; пожилой мужчина, потерявший жену, с которой прожил сорок лет в счастливом браке, нашел новую спутницу жизни.

Пациентам с паническими атаками и тревожными расстройствами различной степени выраженности помогали такие сказки Ирины Сёминой как «Амнистия», «Переломный момент».

Для проработки различных посттравматических или предупреждающих страхов очень эффективным оказалось рисование карты своей «Внутренней страны» и карты «Государства», с определением причин захвата страхами собственной территории и высвобождением чистой энергии жизни.

Одна пациентка после рисования и анализа этих карт передумала уходить с работы, вновь взяв ответственность за собственную жизнь и жизнь своих подчиненных (она много лет до панических атак руководила большим коллективом в детском саду и очень любила свою работу).

Один мой пациент с тяжелым тревожным расстройством после работы со сказками вернул своим отношениям с женой прежнюю красоту и нежность.

Весьма интересным оказался мой опыт работы с пациенткой, обратившейся в диспансер за помощью в связи с упорными головными болями. После детального обследования у различных специалистов, которые не нашли у нее своей патологии она была направлена в наше отделение. Мы начали с ней работать и после создания ряда сказок выяснили, что головные боли стали ее беспокоить давно, вскоре после тяжелого развода с мужем, в результате которого она была вынуждена самостоятельно поднимать маленькую дочку, перестав при этом абсолютно доверять мужчинам, забыв о своей самореализации как женщины. После деликатной коррекции архетипа Возлюбленной пациентка решила дать возможность выросшей дочери самой решать свои проблемы, позволила себе начать встречаться с давним другом и стать счастливой. Надо ли говорить, что головные боли совершенно исчезли.

Пациентам, страдающими различными депрессивными состояниями, настраивала в правильном направлении чудесная сказка Ирины Сёминой «Магазин счастья». Многие из них потом создавали свои собственные «Большие книги счастья», учась находить маленькие «чудеса повседневности» в собственной жизни.

Одна молодая девушка с реккурентным депрессивным расстройством вскоре после выписки из отделения организовала собственный благотворительный фон, молодой юноша с той же патологией эффективно работал далее волонтером в психоневрологическом интернате, и даже создал среди пациентов ПНИ собственную музыкальную группу.

Неуверенные в себе пациенты, с низкой самооценкой, боящиеся сделать хоть один самостоятельный шаг, вдохновлялись сказками Фариды Кривушенковой «Мастер», «Волшебные краски», Оксаны Ахметовой «Дерзай, Богиня!».

Одна моя пациентка, страдающая биполярным аффективным расстройством, пришла ко мне крайне неуверенная в себе после многочисленных госпитализаций, тяжелого развода с мужем, чудовищного ожирения в результате массивной медикаментозной терапии, и получения инвалидности. Я прочитала ей притчу «Про кольцо», благодаря которой она узнала, что недооценивала себя, свою уникальность и неповторимость.

А после того как мы с ней проработали сказку «Про Ивана Бесталанного и Елену Премудрую» отказалась от отношений с недостойным её мужчиной, стала писать потрясающие стихи, сочинила сценарий спектакля к 8 марта, создала целую коллекцию ювелирных изделий в технике фриволите. Сегодня она посещает тренажерный зал, похудела на 45 кг, планирует открыть свой авторский магазин и найти достойного спутника жизни.

Я горжусь тем, что наше отделение посещает пара молодых людей, которые поженились в прошлом году. Несколько лет назад ко мне пришла молодая девушка, которая постоянно говорила о том, что «ощущает себя червяком», которого надо раздавить, потому что он недостоин жить. Или что представляет себя серой мышкой, которая хочет спрятаться от всех. У девушки была тяжелая родовая травма, органическое поражение головного мозга плюс имело место многолетнее посещение секты «Свидетели Иеговы», куда ее еще в раннем детстве привела мать. Она строила вполне реальные планы ухода из жизни, периодически занималась членовредительством, самоуничтожением.

Занимаясь со мной сказкотерапией, она рисовала, читала сказки и притчи, писала свои сказки, участвовала в спектаклях нашей театральной студии. Итог – вышла замуж за пациента нашего отделения, стала хозяйкой, и думать забыла про свою ничтожность и никчемность. И к тому же навсегда покинула секту.

У многих моих пациентов имеются большие проблемы с родителями, которые не могут смириться с болезнью своих детей, либо отвергая их, либо контролируя каждый шаг, считая их глубокими инвалидами. С помощью сказок мне удалось помочь некоторым родителям лучше понять внутренней мир своего ребенка, принять его таким, какой он есть, не пытаясь исправить или отвергнуть, став им помощниками. В помощь таким родителям я написала сказки «Дети Нелюбви» и «Особенное яблочко».

Среди моих пациентов оказалась девушка с болезнью Дауна, очень одаренная творчески и имеющая, несмотря на свою болезнь, большой потенциал. Она прочитала все книги Ирины Сёминой, которые есть в моем отделении, и стала сама писать сказки и даже переписываться с ней. И Эльфика посвятила ей самостоятельную сказку.

Раньше пациентка жила с родителями и во всем от них зависела. За годы пребывания в нашем отделении она так “повзрослела», что смогла, получив квартиру, жить самостоятельно, практически полностью отказавшись от помощи родителей, справляясь с бытом и прочими проблемами.

Двумя ее сказками я бы хотела закончить мою статью. По-моему, лучшего подтверждения эффективности сказкотерапии, как одного из наиболее эффективных инструментов реабилитации пациентов с психическими расстройствами, трудно придумать.

 

Про Любовь

Неразлучны летят вдвоём Амур с подругой. Летят, что-то напевая на своем языке – молитву или песенку, а потом сидят на скамейке, слившись в поцелуе.

Снова ввысь взмывают они в небо. Вот где Любовь и Счастье!

У каждого своя душа, – поётся в песенке.

Завтра будет лучше, и выход всегда есть!!!

Повод для счастья найдется всегда!

 

Про Любовь, Счастье и Веру

Гуляют Любовь, Счастье по улице. Хочется им, чтобы их любили, оберегали, лелеяли.

По дороге шла девочка. Звали ее Вера. Потом завернула девочка Вера за угол, прошла несколько кварталов и оказалась в парке. Плохо было Вере, не было у нее в жизни радостей, улыбок, не доставляла ей жизнь никакого удовольствия. Но пришла ей на помощь Любовь – чтобы спасти ее от отчаяния, Счастье – чтобы поддержать Веру в невзгодах её. И расцвела Вера прямо на глазах, как аленький цветочек. Вот что такое Любовь, Счастье, Вера. Выход всегда найдется!

 

 

Положительный опыт наблюдения пациентов медико-реабилитационного отделения после проведения группового тренинга «Исцеляющая сила искусства».

 

Тадтаев Виталий Александрович, Владимова Марина Георгиевна, Сметанникова Екатерина Александровна

 

СПбГБУ «Психоневрологический диспансер №10», Санкт-Петербург, тел.714-20-10,

pnd10@mail.ru

 

В нашем исследовании изучались результаты многолетних (2008-2015 гг.) наблюдений за пациентами медико-реабилитационного отделения, посещавшими групповой тренинг «Исцеляющая сила искусства», проводимый врачом-психотерапевтом.

Занятия проводились по модели, предложенной известным русским психиатром и психотерапевтом М.Е. Бурно. В основе метода М.Е.Бурно (терапии творческим самовыражением) положена следующая идея: «для того, чтобы человек, страдающий, психическим заболеванием, мог понять особенность своего психического расстройства, своего характера, ему на групповых занятиях в “психотерапевтической гостиной” предлагали получить информацию о музыкантах, композиторах, художниках, писателях, композиторах, философах, с тем, чтобы он постепенно проникал в основы характерологической типологии, отличал один характер от другого, примеряя на себя каждый из проходящих мимо него в череде занятий характер».[1]

В ходе проведения тренинга пациентам было убедительно показано, что многие известные творческие личности, имеющие определенные акцентуации характера или страдающие тем или иным психическим расстройством, в результате творческой деятельности смогли справиться со своим заболеванием, адаптироваться в социуме, найти себя и самореализоваться. [2]

Занятия проходили в кафе-столовой отделения, в непринужденной обстановке, под располагающую к релаксации классическую музыку. Пациенты охотно поддерживали эту инициативу, оценивая подобную форму проведения тренинга как наиболее адекватную их состоянию, способствующую улучшению межличностного взаимодействия и снятию психоэмоционального напряжения. В процессе занятий многие пациенты сблизились, некоторые стали друзьями, способными морально поддерживать друг друга.

Занятия проводились один раз в неделю, в течение одного академического часа. Тренинг проходил в свободном режиме, с участием пациентов медико-реабилитационного отделения и дневного стационара. Как правило, на занятиях присутствовало от 10 до 18 человек. Всего за годы наблюдений тренинг «Исцеляющая сила искусства» посетили около 300 человек. Среди пациентов, участвующих в групповых психотерапевтических занятиях принимали участие 37,8% пациентов с диагнозом шизофрения, 24,3% – с диагнозом ОЗГМ, 16,2 % – с умственной отсталостью, 13,5% – с аффективными расстройствами, 5,4% – с невротическими расстройствами, 2,8% – с расстройством личности.

За годы наблюдений пациенты ознакомились с биографиями 146 известных музыкантов, работающих в разных направлениях – от жанра инструментальной музыки, до вокального жанра (оперы, романсы, песни). С учетом возрастных и гендерных особенностей пациентов, посещающих тренинг «Исцеляющая сила искусства», на занятиях изучались также биографии музыкантов и образцы музыки в жанре популярного искусства.

В ходе группового тренинга отмечалось выраженное эмоциональное вовлечение пациентов, многие подходили после его окончания с благодарностью и предложением рассмотреть на следующем занятии биографию того или иного музыканта, т.е. инициатива выбора кандидатуры на последующее занятие исходила уже не от врача-психотерапевта. Тем самым имело место явное улучшение свободного самовыражения.

В последующем пациенты сами стали принимать участие в тренинге: по приглашению врача-психотерапевта к занятиям присоединился пациент, информирующий других о биографиях известных политических и военных деятелей, со своей неповторимой авторской интерпретацией. В ходе подготовки к занятиям у него имело место уменьшение эмоционально-волевого дефекта, возрастание ответственности за взятые на себя обязательства по проведению тренинга. Несколько пациентов на занятиях регулярно исполняли свои любимые вокальные произведения, получая одобрительную оценку слушателей, что способствовало улучшению принятию их в коллективе отделения и   повышению самооценки. Пациенты с удовольствием поддержали инициативу молодого композитора, который поделился с ними своими сочинениями для баяна.

В ходе многолетних наблюдений было обнаружено также что пациенты, более склонные к музыке, обычно и более расположены к поэзии. Поэтому врачом-психотерапевтом было решено слушать музыку с одновременным чтением вслух специально подобранных к мелодиям стихов, что однозначно усиливало целебно-музыкальное переживание поэтическим. После проведенных занятий речь пациентов стала богаче по содержанию, раскрепощенной, одухотворенной.   Некоторые пациенты охотно читали свои любимые стихотворения, тем самым делясь с другими своими сокровенными переживаниями, картиной своего внутреннего мира.

Таким образом, мы увидели, что в ходе тренинга «Исцеляющая сила искусства» за счет мобилизации интеллектуальных и творческих способностей пациентов существенно облегчился психотерапевтический контакт и доступ врача к их психопатологическим переживаниям. Это в свою очередь помогло ассоциативно-коммуникативной адаптации пациентов, их большей вовлеченности в жизненный процесс, пониманию и принятию себя и окружающих, улучшению межличностного взаимодействия, а, следовательно, и всему реабилитационному процессу в целом.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. – М., Академический проект, Символдрама. – ЕГУ, Минск, 2001 г.
  2. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Издательство. Москва, 2-е издание. Год. 1983.

 

 

 

 

Медико-реабилитационные аспекты арт-терапии пациентов с психическими расстройствами.

Тадтаев Виталий Александрович, Сметанникова Екатерина Александровна.

СПб ГБУ «Психоневрологический диспансер№10», Санкт-Петербург, тел. 714-20-10, pnd10@mail.ru

Известно, что потребность в творческом самовыражении может реализоваться  в различных жизненных обстоятельствах, в том числе и состоянии психического нездоровья, ведь благодаря творческой деятельности человек выражает свои чувства, создает новое, преображает мир и самого себя.

Арт-студия «Сердце на ладони» существует в медико-реабилитационном отделении психоневрологического диспансера №10 с 2005 года. На занятиях в студии используются техники тематического и свободного рисования. Пациенты овладевают техниками декупажа, кракелюра, вышивкой лентами; занимаются росписью различных поверхностей – дерева, стекла, пластика и др., изготовлением изделий из текстиля, папье-маше, скульптурного пластилина и холодного фарфора. Работы участников неоднократно представлялись на общероссийских, международных и городских выставках и фестивалях (Всероссийской выставке «Арт-возможности» в Музее творчества аутсайдеров г. Москвы, международной выставке «Подарок Санкт-Петербургу», ежегодном городском фестивале «Артист душой», городском форуме «Вместе в будущее», международной выставке-фестивале «Аутсайдербург. Путь навстречу», выставке в рамках культурного проекта «Аутсайдервиль», городских фестивалях театральных студий лечебно-профилактических учреждений, выставках Благотворительного фонда помощи душевнобольным.

В марте 2014 года в отделении открылась керамическая студия «Глиняная маска», где пациенты обучаются работе с глиной и основным техникам лепки по разработанным на занятиях эскизам. Методика обучения – от простых изделий (чашки, чайники, полые сосуды) к более сложным вещам. Используются черная, белая и красная глины, а также испанская красная глина со слюдой «Апачи», изготовленная по классическим древним мексиканским технологиям. Изделия из керамики представлялись на городском фестивале «Артист душой» и выставке в рамках культурного проекта «Аутсайдервиль», фестивале творческих студий учреждений психоневрологического профиля «Арт-Эра».

На занятиях в театральной студии «Сумбур» и танцевальной студии «Сумбуритмик» пациенты обучаются мастерству сценической речи, танцам, участвуют в театральных постановках и концертах, костюмы и декорации для которых готовят сами участники. Актеры неоднократно выезжали с постановками в лечебные учреждения города, принимали участие в ежегодном городском открытом фестивале «Артист душой», городских фестивалях театральных студий лечебно-профилактических учреждений психоневрологического типа, городском форуме «Вместе в будущее», открытии фотовыставки Благотворительного фонда помощи душевнобольным, международных выставках проектов «Аутсайдербург» и «Аутсайдервиль», в праздничной программе Муниципального образования «Адмиралтейский округ», праздничном концерте, посвященном Дню снятия блокады для читателей библиотеки «Семеновская»). Примечательно, что на одной сцене выступают пациенты и сотрудники отделения.

О творчестве пациентов отделения неоднократно рассказывалось в газете «Адмиралтейский район», в телевизионных программах 5 канала, каналов «Россия», «Санкт-Петербург», «100-ТВ», проекте «Театралы».

С целью определения роли арт-терапевтических мероприятий в индивидуальной программе реабилитации больных с психическими расстройствами с помощью клинико-психопатологического метода нами было обследовано 32 пациента, находящихся на лечении в медико-реабилитационном отделении (из них 70% с диагнозом «шизофрения», 25% – «органическое заболевание головного мозга», 5% – «умственная отсталость»). Все пациенты имели анамнез заболевания от 2 до 7 лет, количество госпитализаций – от 1 до 8;  95% обследованных являлись инвалидами по психическому заболеванию. Все пациенты принимали участие в арт-терапии в течение 3 лет. Для подтверждения полученных результатов использовались демографические показатели, клинико-анамнестические данные, оценка психического состояния и социального статуса по шкалам CGI(Global Functional Impression) и PSP (Personal and Social Performance), катамнестическое наблюдение.

Пациенты, принимающие участие в арт-терапии, регулярно посещали отделение реабилитации, имел место полный комплаенс в выполнении врачебных рекомендаций. Отмечалась их заинтересованность в проводимых мероприятиях. Психическое состояние пациентов оставалось стабильным – ни один из них не был госпитализирован в психиатрический стационар по поводу обострения в течение года. Имело место улучшение психического состояния и уровня социального функционирования, подтвержденное результатами оценок по шкалам CGI и PSP. Кроме того, отмечалось повышение чувства защищенности, уменьшение степени социальной стигматизации и дезадаптации. У пациентов появилось ощущение возможности достойного самоопределения в будущем, улучшились межличностные отношения. Важным фактором явилось снижение стресса у родственников благодаря стабилизации состояния пациентов.

Таким образом, арт-терапию следует рассматривать как один из эффективных методов в комплексе реабилитационных мероприятий для пациентов с психическими расстройствами.

 

«Метод комплексной сказкотерапии в индивидуальном консультировании»

 

Фарида Кривушенкова

Foto 6 Санкт-Петербург, ГБОУ ЦПМСС Пушкинского района

 

В своей работе, в практике индивидуального консультирования я использую метод Комплексной Сказкотерапии. Автор этого удивительного метода доктор психологических наук, психотерапевт, Директор Международного института Комплексной сказкотерапии Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева.

Сказкотерапия – один из методов консультирования, коррекции, развития и реабилитации, обладающий уникальной спецификой. Это универсальный метод помощи родителям в воспитании детей, и деликатного разрешения всех внутрисемейных уроков. Так как, сказкотерапевт осуществляет реставрационные работы на бессознательно-символическом уровне. Основной инструмент реставрации – созидательное символическое действие: сочинение, рассказывание сказки, оживление сказки в песочнице, работа с куклой, с пластилином и другими арт-терапевтическими инструментами.

 

Одним из самых распространенных запросов, с которым приходят ко мне, является отсутствие взаимопонимания с самыми близкими людьми: детьми, родителями, родными.

Почему из сотен методов психологической помощи людям, в индивидуальном консультировании, как основной, базовый метод, я использую именно сказкотерапию?

 

Во-первых, потому что мне очень близки принципы, на которых основывается этот метод:

Принцип «жизненной силы», «принцип кристалла, многогранности» и принцип «моста, связи мира сказки и мира реальности».

Первый принцип «жизненной силы», основывается на том, что для положительных изменений человеку необходима Жизненная Сила. Часто в сложной ситуации человек испытывает ощущение недостатка этой силы. Внутренние ресурсы есть всегда, и одной из задач сказкотерпевта является, раскрытие этих ресурсов клиента, поддержание и укрепление его, восстановление этой жизненной силы. В соответствии с этим подбираются специальные задания и сказки, направленные на осознание и накопление Жизненных Сил.

Второй принцип, принцип многогранности, любая жизненная ситуация рассматривается как кристалл со множеством граней. Часто в сложной ситуации сознание человека сужается настолько, что человек зацикливается на одном-двух аспектах его жизни, наиболее остро волнующих его в данный момент. В результате, очень важные моменты остаются вне поля его зрения. А такой многогранный подход к ситуации дает человеку возможность более точно осознать происходящее, и в соответствие с этим принять мудрое решение.

Еще один принцип сказкотерапии, являющийся, основополагающим инструментом в моей практике индивидуального консультирования, это принцип «моста», перехода от мира реального, в мир сказки, сказочной истории, в мир метафорических образов. Этот принцип я очень активно использую в своей практике. Человек приходит на консультацию и приносит свою историю, свою жизненную ситуацию, с которой он не может справиться в реальной жизни. Но, для того чтобы помочь ему посмотреть на нее со стороны, я делаю своеобразный мостик, перевожу его из мира реального, в мир метафорических образов. Это помогает клиенту посмотреть на ситуации другими глазами, при этом его эмоциональное переживание ситуации менее болезненно и более безопасно. Получив информацию, возможность прожить свою ситуацию вновь, но в более безопасных условиях, найти ответы на волнующие вопросы, я возвращаю клиента в наш, реальный мир и предлагаю подумать, как можно использовать то, что он почерпнул в сказочной, песочной, метафорической истории, в его реальной жизненной ситуации.

Пример из практики: Женщина, воспитывает 12-го мальчика одна, на момент обращения она находилась в разводе в течении 6 лет. Женщина, назовем ее Екатериной, пришла с запросом, проблемы сына, плохое поведение, грубость, неуважительное отношение и пр. В процессе беседы, во всех ее фразах, в описании ее мыслей, чувств, поступков очень отчетливо прослеживается обида на бывшего мужа и на сына. Как помочь женщине осознать, что основная ее задача в данной жизненной ситуации, является принятие того, что случилось в ее жизни и прощение? Выслушав клиентку, я предлагаю ей послушать сказку Оскара Уайльда «Звездный мальчик», если позволите, я вкратце расскажу ее.

 

«Лесорубы, заготавливая дрова, обнаруживают младенца в лесу, один из них забирает к себе мальчика, и он растет в его семье. Надо отметить, что ребенок был невероятно красив, просто неземной красоты, все восхищены им. Проходит время и однажды, проезжавший мимо дома лесника король, увидев ребенка, сказал, что такой красивый мальчик должен жить только при дворе. И мальчик оказывается в роскошном дворце. Надо ли говорить о том восхищении, которым был окружен подрастающий ребенок, среди придворных и слуг. Между тем, все эти годы, его мать, в безутешном горе всюду разыскивала своего мальчика. Она спрашивала каждого человека, попадавшегося на ее пути, не встречал ли он мальчика как две капли воды похожего на нее. Но, никто ничего знал и ничем не мог ей помочь. Так проходили годы, в долгих скитания, в поисках своего потерянного ребенка, женщина постарела, волосы ее покрылись сединой, одежда превратилась в лохмотья. Эти усилия не принесли утешения ее сердцу, она так и не смогла отыскать своего любимого мальчика. Но, однажды судьба смилостивилась над ней, и она, наконец, увидела его на городской площади. Он шел в окружении слуг. Конечно же, материнское сердце узнало в этом красивом мальчике, ее любимого сына. Тем более, что он был как две капли воды похож на нее. Она бросилась к нему, обливаясь слезами, со словами: «Сынок, наконец то я нашла тебя…». Но, мальчик оттолкнул ее и сказал: «Отойди от меня, грязная женщина, нищенка не может быть моей матерью». Женщина закрыла лицо руками, толпа быстро оттеснила ее…Но, в этот самый момент произошло невероятное, неземной красоты мальчик вдруг превратился в отвратительного уродца. Ребятишки стали смеяться над ним, указывая на него пальцами и бросать в него комья грязи. Растерянный мальчик, не привыкший к такому обращению, испугался и поспешил скрыться за воротами дворца. Но, проходя по красивым залам, он увидел в одном из многочисленных зеркал, украшавшим дворец, свое отражение. В ужасе от отскочил от зеркала, осознав, наконец, что это его отражение, он бежал из дворца, боясь насмешек и издевательств придворных и слуг. Он, бродил одинокий и всеми покинутый, боясь встретиться с каким-либо человеком, лесными тропками, скрытыми в ночи переулками. Пока однажды не встретил в лесу старца. Старец, выслушав его, сказал такие слова: «Ты можешь вернуть себе прежний облик, если разыщешь эту женщину и попросишь у нее прощения». С этой минуты, мальчик мечтал только об одном, найти эту женщину и вымолить у нее прощения. Шли годы, мальчик не оставлял надежды разыскивая эту женщину. И, вот, однажды, судьба смилостивилась над ним, и он увидел ее. Она брела по дороге, волосы ее были уже совсем седые, одежда вовсе пришла в негодность. Он бросился к ногам этой женщины, и омывая слезами ее лохмотья, умолял простить его. Конечно же, материнское сердце узнало в этом некрасивом мальчике своего сына. Женщина обняла его и поцеловала. В этот момент произошло Чудо! И вот уже, по дороге идут два человека, неземной красоты молодая женщина и как две капли воды похожий на нее юноша…»

Эта сказочная история дала возможность моей клиентке осознать, какая основная задача стоит перед ней. Прощение и принятие, вот истинное лекарство от такой болезни, как обида. Осознать то, что только ее материнская безусловная любовь может сотворить Чудо, и растопить лед в сердце ее сына. Ведь, чем могла бы закончится эта сказка, если бы героиня оттолкнула этого уродца, как когда –то он поступил с ней?

Эта сказочная история рассказывает нам не только о том, как прощение, принятие и любовь творят чудеса, превращая уродливое в прекрасное.

Но и о том, что, к сожалению, часто, как и героиня этой сказки, родители теряют своих детей. Теряют их не буквально, они теряют контакт с ними, теряют их доверие, их уважение. Загруженные проблемами, стремлением обеспечить быт и досуг своих детей, они забывают о самом главном, о том, что важнее всего на свете – о любви и принятии.

Эта сказка, может использоваться не только в работе с родителями, но и в работе с детьми. Дает возможность осознать, как внутренний мир, его состояние отражается на внешнем. Как герой этой сказки, имея очень красивую внешность, стал уродлив внутри. И эта некрасивость его ледяного и неблагодарного сердца отразилась на его внешнем виде. И только тогда, кода его душа, его сердце стали прекрасны, он обрел и внешнюю красоту.

На этом примере, я постаралась показать, как использование принципа моста в комплексной сказкотерапии, дает возможность мягко и очень деликатно, производить коррекцию мыслей, чувств и поведения человека. Используя для этого метафору, сказочную историю, делая мостик от реальности к сказке.

 

Во-вторых, метод сказкотерапии мне близок тем, что сказкотерапия всегда обращается к базовым ценностям, важным для любого человека, таким как Любовь, Дружба, Доверие, Справедливость, Добро, и др. В наше непростое время человек, живущий в социуме, постоянно сталкивается с негативным влиянием окружающей среды. Сохранить себя и свой внутренний мир, свою целостность человеку помогает его внутренний стержень – нравственный иммунитет. Как обычный иммунитет оберегает здоровье человека и борется с вредными вирусами, так и нравственный иммунитет является способностью человека противостоять негативным воздействиям эмоционального, ментального, духовного характера, идущим из вне. Метод комплексной сказкотерапии помогает укреплять и повышать уровень нравственного иммунитета человека.

В чем уникальность метода сказкотерапии? Я бы сказала в удивительной точности. Точности интерпретации, понимания, как личности самого клиента, так и его актуального состояния, его внутренних процессов, переживаний. Эта точность достигается благодаря метафоре, метафорическим образам, которые использует клиент в процессе работы со сказкой, с песочной картиной, рисунком, пластилином. Метафорический образ удивительным образом точно описывает характер его проблемы. Потому что, очень часто, запрос, заявленный клиентом, не соответствует действительному состоянию и положению ситуации, с которой обратился человек. Либо, с чем тоже довольно часто мне приходится сталкиваться в своей практике, клиент не в состоянии вербализировать свой запрос.

Метафора, используемая в авторской сказке, песочной картине, рисунке, помогает увидеть внутренний мир человека, его уникальный узор, его ресурсы, его заблуждения, его чувства и мысли. И соответственно, позволяет более тонко и точно понять, в каком направлении я, как сказкотерапевт должна работать, в данной ситуации.

 

На сегодняшний день комплексная сказкотерапия имеет огромное количество методик, которые можно использовать в практике индивидуального консультирования.

Я в своей практике очень часто использую метафорические карты «Мастер сказок», создание «Карты внутренней страны» и «Государство», создание «Куклы –помощника», пластилиновые техники, в частности «Сотворение мира», написание, рассказывание сказок. Также я использую известные народные сказки, сказки известных авторов, сказки моих коллег, а также свои сказки, написанные для клиента. Но, более активно в своей практике я использую работу в песочнице.

 

Песочная терапия имеет мощные ресурсы для коррекционно-развивающей работы с детьми и взрослыми.

  1. освобождает творческий потенциал, внутренние силы для разрешения трудной ситуации (создание песочных композиций не требует каких-либо особых умений от клиента).
  2. помогает выразить те мысли и переживания, которые сложно сформулировать словами, а это особенно важно для детей и подростков. Один символ или образ может выразить больше, чем десятки слов. Фигура или сцена, построенная клиентом, может передать чувства, эмоции, конфликты.
  3. внутренний мир, отображенный в песочнице, становится для клиента реально осязаемым. И это дает возможность попробовать новые способы построения отношений и разрешения конфликтов, и выбрать из них более подходящий.

Примеры из практики:

Очень часто я наблюдаю в работе с песочными картинами, искаженное восприятие клиентами возраста своих детей. Приведу пример. Женщина, имеет трех детей. Старшую дочь 19 лет, среднего сына 9-ти лет и младшего сына 5-ти лет. Запрос касается поведения ее среднего сына, на него постоянно идут жалобы от учителей, он дерзит, портит школьное имущество, постоянно вступает в драки со сверстниками. Он подобным же образом ведет себя и по отношению к родителям. Работая в технике песочной терапии, я предлагаю клиентке выбрать фигурки, которые будут символизировать ее и ее сына. И она выбирает фигурку, совершенно взрослого мужчины, называя ее сыном. Когда я задаю ей вопрос, сколько лет, по ее мнению, этому персонажу, она отвечает – 9. Когда я повторяю этот вопрос, женщина оказывается шокирована осознанием своего восприятия ребенка. Тогда я предлагаю ей выбрать фигурку, более соответствующую возрасту ребенка. Когда она это делает, то сообщает мне об изменившемся самоощущение. Она говорит о том, что ей стало намного легче, при этом, меняется ее речь, диалог персонажей, меняется и сюжет песочной истории. Таким образом, происходит коррекция восприятия клиенткой возраста ребенка, а в следствии этого и коррекция взаимодействия с ним. Что, в дальнейшем отражается и на поведении ребенка. Когда у родителей искажено восприятие возраста их ребенка, то искаженным оказываются и ожидания, и требования, которые они предъявляют к нему.

Второй пример, тоже касается искаженного восприятия, только в другом направлении. Клиентка, приводит на консультации 15-ти летнюю дочь, с запросом проблем дочери. Утверждая при этом, что ее дочь несамостоятельная, нуждающаяся в постоянном контроле, с низким уровнем мотивации к обучению. Когда, я предлагаю ей выбрать фигурки, то же выбирает фигурку, символизирующую ее дочь несоответствующую истинному возрасту ребенка. Она выбирает фигурку пупсика, на вид 5-ти летнего возраста. И когда, я ей задаю тот же вопрос, она так же заявляет, что этому пупсику 15 лет. Когда же, она все-таки выбирает фигурку, более соответствующую возрасту ее дочери. Она также говорит о том, насколько легко ей стало. Ушла тревога, появилось доверие к дочери. И так же, как и в предыдущем примере, меняется и диалог персонажей, и сюжет сказочной, песочной истории.

На этом примере я показала, как можно производить коррекцию детско-родительских отношений, посредством песочной терапии, благодаря возможности увидеть внутренний мир клиента и его восприятие ситуации и окружающих его людей.

 

Подводя итог всему вышесказанному, могу еще раз сказать, что Сказкотерапия – один из методов консультирования, коррекции, развития и реабилитации, обладающий уникальной спецификой.

 

В заключении, хотелось бы познакомить Вас с опытом работы Андрея Владимировича Гнездилова – настоящего Петербургского Сказочника, сохранившего традиции Добрых Волшебников, подвижника о общественного деятеля, неутомимого исследователя новых методов в психологии.

Foto8

А.В.Гнездилов (Доктор Балу)- доктор медицинских наук, врач-психиатр, основатель первого в Росс хосписа, сказкотерапевт принявший сан священника.

Однажды, в первые годы после учебы, доктор Гнездилов делал обход детских палат.

– Доктор, подойдите к мальчику, – позвала сестра – пять лет, запущенное белокровие. Он просит не делать уколы, говорит, что сегодня умрет. Родители в Мурманске.

-Ты чего-нибудь хочешь, малыш?,- спросил доктор.

– Дяденька, расскажи мне сказку.

Он взял его не руки и начал придумывать сказку о нем самом, как он вырос, стал рыцарем, скачет на коне в замок. В какой-то момент доктор увидел, что мальчик умирает: взгляд мутнеет, глаза уходят. Хотел встать, чтобы позвать сестру, но малыш пришел в себя: «Дяденька, дальше!» Снова попытался уйти, как только малыш обмяк, но мальчик судорожно вздрагивал: «Дяденька, дальше!» Больше доктор не шевелился. Умер мальчик тихо, с легкой улыбкой. Потом доктор понял, что малыш сделал самое разумное, что мог: он «ушел из ситуации» – умер не беспомощным больным, а всадником на коне. Даже самый страшный мир можно заменить сказкой.

Идея сказкотерапии в данном случае в том, чтобы облегчить уход из жизни. Смерть можно воспринимать, скажем, как ворота в замок. Но этот метод оказывается очень эффективным и полезным и для детей, жизни которых ничто не угрожает. Ребенок богат своим воображением и заменяет им то, чего ему не хватает в реальной жизни. Какой-нибудь мальчишка может сесть на палочку и легко представить себя всадником. И потому легче всего договориться с ним, применив универсальный сказочный язык.

В своей практике А.В.Гнездилов использует и литературные сказки, и сказки, собственного сочинения. « В сказках зашифрован опыт предшествующих поколений, предков, уже переживших трудные ситуации, через сказку передается уникальный опыт – как подсказка в том, что надлежит делать, а чего избегать. Если сказка запала в душу ребенка в раннем детстве, она часто становится элементом его жизненного сценария и начинает оказывать самое непосредственное влияние на его судьбу, поэтому взрослым следует обращать внимание на то, какую сказку их ребенок особенно любит. Сказки часто имеют скрытый смысл. Я думаю, что самые равнодушные люди вырастают из тех детей, которым в детстве нет читали сказки» – говорит А.В.Гнездилов.

Психотерапевтические сказки основаны на реальных историях, которые пациент рассказывает о себе, а доктор превращает их в сказку. Сюжет в сказке развивается не так, как в реальной жизни. Догадаться, что это «исправленная» биография, невозможно. От обычных сказок они отличаются тем, что «намек и добрым молодцам урок» понятен только больному, которому посвящена конкретная сказка. Только он и автор знают, какая жизненная трагедия скрыта за этими фантазиями. «Такая сказка помогает человеку осмыслить и принять ситуацию, в которой он оказался. Многим больным сказка, переосмысляющая их жизнь помогла смириться и перенести страдания»- объясняет Гнездилов.

«Человек может с помощью сказки смоделировать свою проблемную ситуацию и благодаря этому, увидеть с ней то, что не видел раньше. Увидеть проблему с другой стороны – означает в какой то степени решить ее. Сказка позволяет увидеть перспективу, дает надежду на чудесное избавление. Она подспорье человеку в жизни, ведь в каждом из нас живет Внутренний Ребенок, который с рождения знает, что именно хочет, к чему стремиться, что ему нравиться, а что –нет. Взрослый человек, как правило, опирается в большей степени на социальные нормы и волю, а не на эмоции и чувства. И сказка дает ему уникальный шанс прикоснуться к своему внутреннему ребенку, вновь научиться чувствовать. Надежда, вера и любовь обитают в нашей душе там же, где и эмоции, поэтому в тех ситуациях, когда человеку нужно исцеление, утешение или вера в чудо, сказка помогает ему обрести то, что он ищет. Лучший метод психотерапии – сочинить сказку для самого себя» – считает профессор Гнездилов.

Последние статьи